СТОП БУЛЛИНГ!
ЧТО ТАКОЕ
БУЛЛИНГ?
Буллинг —
это травля. Она разворачивается как в реальности, так
и в интернете. Жертвой травли как правило становится ученик,
не похожий на других в классе и не разделяющий общих
ценностей. Или ученик со слабой нервной системой, тот на кого легко
надавать, над кем легко посмеяться.
ЧЕМ ТРАВЛЯ
ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ НЕПОПУЛЯРНОСТИ?
Травля —
это прицельные, целенаправленные действия всего коллектива против одного
человека. Это действия, которые нарочито унижают, оскорбляют или причиняют
любой другой вред жертве, в том числе физический. Коллектив понимает, что
делает и делает это сознательно. В этом и отличие
от непопулярности. Непопулярный ученик может вполне комфортно себя
чувствовать, если он не нуждается в признании сверстников,
а вот жертва травли всегда явно и сильно страдает.
КАК УЧИТЕЛЬ
МОЖЕТ ЗАМЕТИТЬ ТРАВЛЮ?
Наблюдать.
Даже если учитель проводит один-два урока в неделю, он может многое
узнать об отношениях в классе. Часто учитель видит что-то «неладное»,
но проходит мимо. Если учитель видит, как одноклассники прячут чей-то
портфель, наклеивают на спину кому-то бумажку, постоянно смотрят какое-то
видео в телефонах, — он должен насторожиться. Не нужно
подозревать всех и вся и не нужно искать ябед. Достаточно
наблюдать, поделиться мнением с классным руководителем и школьным
психологом.
·
Понять, какие социальные роли у кого
в классе. Если кажется, что над классом сгущаются тучи, но еще
не ясно над кем именно, поймите, кто в коллективе лидер, кто —
аутсайдер. Это пригодится даже если травли не начнется. Вы сможете
понять, кому понадобится помощь в социализации. Или чьи границы лучше
не нарушать. Будет здорово, если вы разберетесь, кто в классе
интроверт, а кто экстраверт. Как правило, больше страдают интроверты —
они чувствительнее к нарушению границ и их проще
ранить.
·
Особенно наблюдать за «белыми воронами».
Да это плохой термин, но он помогает выявить нонконформистов
и помочь им в сохранении границы. Не нужно подталкивать
таких ребят к социализации — далеко не каждому важно внимание
других. Важно понять, чем может быть интересен ребенок — своим увлечением,
своим темпераментом, добротой. И помочь ему защититься от угроз
других. Сделать это легко — понять интерес и побеседовать о нем.
Чтобы в классе начался буллинг, нужно несколько условий:
1.
Потенциальная «жертва» и один сильный лидер. 2. Пример какого-либо
значимого взрослого. Например, кто-то из учителей сам высмеивает при
классе чью-то особенность или ведет себя агрессивно.3. Молчание
со стороны учителя. 4. Если дети чувствуют свою безнаказанность, они
будут продолжать.
ЧТО ДЕЛАТЬ,
ЕСЛИ БУЛЛИНГ В АКТИВНОЙ ФАЗЕ?
Точно вмешиваться. Если травля перешла в активную
фазу — вы точно это заметите. Оскорбления, драки, неуместные
шутки — если заметили, то останавливайте и действуйте
по обстоятельствам. Если ученик нарушил устав школы, ведите его
к директору. Если еще нет, проводите беседу со всеми участниками
конфликта. Бездействовать в травле — должностное
преступление.
·
Уходить от деления на жертву
и виновных. Если нет четкого правонарушения — обидные шутки могут
и не нарушать устав, — то постарайтесь не осуждать только
зачинщика. Скорее всего он действует так, потому что его поддерживает весь
класс. Постарайтесь понять, каковы отношения в классе и как они
привели к травле. Но при этом, не молчите. Покажите, что так
нельзя, вы этого не спустите.
·
Обращаться к психологу. Если хотя бы
на толику чувствуете неуверенность в своих силах, зовите
педагога-психолога. Он сможет поддержать жертву травли и поможет
организовать беседу с участниками. Также он поймет, нужно ли
подключать родителей и всех одноклассников.
- Устраивать
модерацию конфликтов. Дети, даже подростки, в силу возраста
и малого жизненного опыта еще не умеют самостоятельно выходить
из конфликтов. Их главным помощником становится педагог.
·
Обязательно проконсультируйтесь
с психологом. Постарайтесь не превратить ее в суд:
вы вмешаетесь в дела группы, к тому же у вас нет
на это права. Просто дайте высказаться всем участникам конфликта.
Старайтесь не навязывать свое мнение. Вы — модератор, то есть
отсекаете все лишнее и пытаетесь донести мнение от одного участника
конфликта другому. Например, если Вася говорит Пете «Ты трус, поэтому
и получил», задавайте Васе наводящие вопросы. Пусть он объяснит,
почему считает Петю трусом, почему это важно для Васи. Тогда Вася в итоге
скажет Пете: «Петя, я думал, что ты поддержишь меня
и мы вместе прыгнем с парашютом. Ты же хотел. Жаль, что
у тебя не получилось». А Петя сможет рассказать, что его
остановило и испугало.
·
Разговаривать с родителями. Родители
представляют интересы несовершеннолетних детей, значит, должны быть
в курсе. Старайтесь доносить информацию аккуратно, но настойчиво.
Если родители пройдут мимо, это нанесет ущерб их ребенку. Если же
со всей горячностью бросятся мстить обидчику, также ни к чему
хорошему не приведет.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ БУЛЛИНГ ПРОШЕЛ, НО «ЖЕРТВЕ» ПЛОХО?
Обращаться к психологу.
Если вы заметили, что ученик чувствует себя подавленно, поговорите
с ним. Если он расскажет, что подвергался травле несколько
дней-недель-месяцев назад, то подключайте психолога. В первую
очередь, нужно не искать виновных, а работать с пострадавшим.
·
Запускать службу примирения. Если ребенку
нужно, чтобы перед ним извинились, придется собирать участников конфликта
и проводить модерацию. Психолог может провести ее сам, а может
обратиться к школьной или городской службе примирения. Их силы понадобятся,
если конфликт очень глубок и никто не хочет брать на себя
ответственности. Служба примирения собирает детей, родителей, подключает
ученический совет и пытается помирить участников конфликта, чтобы наладить
их отношения.
·
Выстраивать доверие. После работы
с психологом все только начинается. Классу придется по-новому взглянуть
на свои отношения. Возможно, что теперь ученики будут меньше общаться
с зачинщиком травли. Это тоже неправильно, нельзя допустить, чтобы теперь
травили его. Восстанавливать отношения можно по-разному: пойти в поход,
проходить тренинги на доверие, больше разговаривать.
КАК САМОМУ
НЕ ПОДДЕРЖИВАТЬ БУЛЛИНГ?
Быть искренним с детьми. Учитель почти всегда становится
примером для учеников. Рассказывайте о своих чувствах, не кричите
на детей, если недовольны, то просто расскажите чем и почему.
Будьте аккуратны в общении и возможно дети будут использовать вашу
модель.
·
Не заводить любимчиков. Старайтесь
одинаково относиться ко всем. У каждого ученика есть свой интерес
и учитель должен услышать каждого. Нельзя поощрять Колю, который собирает
марки, и унижать Машу, рисующую комиксы. Даже если ребенок получает
«двойки» и «тройки», он заслуживает любви
и внимания.
·
Не навешивать ярлыки. Постарайтесь
не использовать оценочные слова «плохой», «хороший», «дурак», «растяпа»
и другие. Если высказываете мнение, оценивайте поступок. Если Коля
не сделал домашнее задание, то нужно объяснить Коле и классу,
почему это плохо, а не оскорблять самого Колю.
Горячая
линия: 0800500225
Немає коментарів:
Дописати коментар